Введение финансовых ограничений в отношении белорусских властей со стороны США заставляет режим искать весьма экзотические способы обхода санкций для получения валютной выручки — об одном из них мы расскажем в этой статье.

Статьи взята из сайта bolkunets.org.

Что случилось однажды, может никогда не повториться снова. Но то, что случилось два раза, непременно случится и в третий. Пауло Коэльо

Пока цивилизованный мир, давно оставивший диктатуру на свалке истории, думает, что делать с Талибаном и ожидает эффекта от санкций в отношении режима Лукашенко, последний делает всё, чтобы от этих санкций уклониться.

Чем в Польше клубнику собирать, лучше криптовалюту майнить

27 августа, выступая на открытии Петриковского горно-обогатительного комбината, Александр Лукашенко предложил майнить криптовалюту на площадках в Петрикове. Белорусский диктатор призвал создавать теплицы и использовать электричество, которого, по словам Лукашенко, «хватает в стране».

«Нас нигде не ждут, а если кто-то и ждет, то может быть на плантациях, как часто украинцы говорят: у поляков или у немцев корячиться собирать клубнику… у нас много площадок здесь освободилось в Петрикове, создайте что-нибудь на электричестве, в конце концов криптовалюту начните майнить», — заявил Лукашенко.

Показательная забота Лукашенко о судьбе жителей Петриковского района, конечно же, трогательна, но мы уже давно убедились в том, что особенности психики белорусского диктатора не позволяют ему долго хранить в тайне собственные мысли: рано или поздно они оказываются у него на языке.

По крайней мере, это далеко не единственное заявление Лукашенко по поводу криптовалют.

В ходе совещания, прошедшего 16 марта 2021 года и касавшегося IT-технологий и финансов, Лукашенко заявил следующее:

«Использование цифровых знаков (токенов) и криптовалют стало обыденным во многих странах мира. Их принимают в качестве дополнительного платежного средства наравне с традиционными деньгами. В 2017 году мы первые в мире специальным декретом создали правовые условия для развития этих технологий в Беларуси… Мы хотим воспользоваться моментом и для нашего развития использовать этот сегмент».

Действительно, 21 декабря 2017 года Лукашенко подписал декрет «О развитии цифровой экономики». Он легализует в Белоруссии майнинг, блокчейн, деятельность бирж криптовалют и прочие операции с криптовалютами. Отрасль временно освобождена от налогов, а граждане страны не только могут владеть цифровыми деньгами, но и менять, покупать и продавать белорусские рубли и валюту, такие действия не нужно декларировать.

Сложно объяснить лояльное отношение белорусского диктатора к криптовалютам только желанием создать привлекательный инвестиционный климат, но тем не менее правовой статус криптовалюты в Беларусь урегулирован еще в 2017 году.

Партнеры по санкциям

Также постановлением министерства финансов Республики Беларусь в начале марта 2018 года утвержден национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (токены)». Документ, опубликованный на Национальном правовом портале, обязывает организации принимать к бухучету полученные токены и расписывать их по графам бухотчетности в зависимости от способа получения и предполагаемого назначения.

В ноябре прошлого года «Беларусбанк» открыл сервис по обмену криптовалют. Клиенты сервиса могут покупать и продавать цифровые деньги при помощи карт Visa.

Если в уже далеком 2017 году криптовалюты рассматривались режимом как еще один способ заработка или привлечения инвесторов, то после введения жестких финансовых санкций США они стали, пожалуй, единственным доступным финансовым инструментом для белорусской хунты.

Указом от 9 августа 2021 года президент США Джо Байден фактически заблокировал всю внешнеэкономическую деятельность белорусского режима. Мы уже неоднократно разбирали особенности белорусских санкций со стороны США в наших материалах. Данный набор ограничений является стандартным по отношению к деспотическим режимам, применяемый США для подрыва их экономической базы. Подобным ограничениям уже подверглись Венесуэла и Иран.

Венесуэльский режим очень похож на режим Лукашенко. Пришедшая на волне социального популизма хунта Николаса Мадуро, преемника Уго Чавеса, в 2018 году фальсифицировала выборы президента, отстранив всех представителей оппозиции еще на стадии подачи документов. Думаю, что в сознании читателя это вызовет прямую аналогию с событиями августа 2020 года в Беларуси. Соответственно и санкции в отношении двух режимов оказались полностью одинаковыми. Указом от 6 августа 2019 года Дональд Трамп заморозил находящиеся на территории США активы правительства Венесуэлы и связанных с ним организаций, а также запретил любые экономические операции с ними, добавив к этому вторичные санкции в отношении лиц, оказывающих помощь режиму по уклонению от санкций США.

В результате чего Венесуэла с 2019 года начала испытывать большие трудности с внешней торговлей. В силу географии и исторических связей основным рынком сбыта добываемой в Венесуэле нефти были США. По данным из открытых источников, в 2017 году на США приходилось 34,2 % всего экспорта Венесуэлы, более 90% которого составляла нефть. Результатом санкций США стало падение ВВП Венесуэлы более чем на 35%: объем ВВП с $98,4 млрд в 2018-м сократился до $63,96 млрд в 2019-м. По данным МВФ объем ВВП Венесуэлы в 2020 году составил уже $47,27 млрд, то есть падение к предыдущему периоду составило 26%.

Такой удручающий результат стал возможен благодаря полной изоляции Венесуэлы от международной финансовой системы. Лица или организации, оказывающие помощь венесуэльскому режиму в уклонении от санкций, очень сильно рискуют оказаться рядом с Венесуэлой в списке SDN, попав под вторичные санкции США. Поэтому производство расчетов за поставленную режимом нефть оказалось невозможным. Международные банки старательно проверяют все финансовые транзакции, связанные с Венесуэлой, поскольку не желают разделить судьбу государственной нефтегазовой компании Венесуэлы PDVSA.

И друзья не помогут

Однако, несмотря на серьезные ограничения, Венесуэла продолжает торговать своей нефтью с Индией и Китаем. Отчасти это оказалось возможным благодаря посредничеству «Роснефти», которая получала от PDVSA счета-фактуры на продажу нефти. «Роснефть» оплачивала PDVSA неполную стоимость нефти, тем самым получая свою комиссию при реализации нефти конечному покупателю. Расследование данной схемы проводила Reuters, при этом, по информации издания, в расчетах с Венесуэлой были замешаны российские банки. Кстати, в марте 2019 года Николас Мадуро принял решение закрыть офис PDVSA в Лиссабоне и перевести его в Москву, подальше от санкций и поближе к российским банкам.

Несмотря на всяческие ухищрения, обмануть Минфин США не удалось. 18 февраля 2020 года США ввели санкции в отношении швейцарского трейдера «Роснефти» Rosneft Trading и её вице-президента Дидье Касимиро, обвинив их в торговле венесуэльской нефтью. Rosneft Trading являлся основным поставщиком нефти на три НПЗ «Роснефти» в Германии. Спустя месяц «Роснефть» вышла из активов в Венесуэле, передав их российской госкомпании, предположительно «Роснефтегазу».

Биткоин в помощь

Другим путем, благодаря которому венесуэльский режим смог получать доходы от продажи нефти, стала криптовалюта.

О том, что правительство Венесуэлы использует криптовалюты «для свободных национальных и международных платежей», сообщало РБК, ссылаясь на Bloomberg.

По словам Мадуро, Венесуэла использует криптовалюту для обхода американских санкций. Он добавил, что новые инструменты правительства в ближайшее время позволят гражданам проводить банковские операции, включая международные платежи.

«Дональд Трамп и его санкции блокируют проведение Венесуэлой транзакций в любом из мировых банков. Но есть другие схемы оплаты, в результате наша платежная система превосходно работает в Китае и России», — заявил Мадуро.

По сообщению Bloomberg, Центробанк страны изучает возможность включения биткоина и Ethereum в свои резервы. Такую идею выдвинула государственная нефтегазовая компания PetroleosdeVenezuela SA (PDVSA).

Также в СМИ появилась информация о том, что Венесуэла избегает санкций США с помощью конвертации сборов в аэропортах в биткоин. В схеме ухода от санкций были задействованы партнеры из Китая, России и Венгрии.

Аятоллы тоже майнят

По информации аналитического агентства Elliptic, на Иран, также попавший под экономическое эмбарго США, приходится 4,5% всей добычи биткоинов. Такое отношение к криптовалюте позволяет Ирану покупать импортные товары в обход санкций США, отметили аналитики.

Такой уровень добычи приносит примерно $1 млрд ежегодно.

По данным СМИ, Центробанк Ирана разрешил банкам использовать криптовалюту для оплаты импорта.

Оценка доли Ирана основана на данных Кембриджского центра альтернативных финансов и заявлениях иранской государственной энергетической компании о том, что майнеры потребляют до 600 МВт электроэнергии ежегодно. Такой объем мощности составляет ровно половину от мощности первого блока БелАЭС, что на фоне общего падения потребления электроэнергии в Беларуси из-за сокращения производства делает майнинг в Беларуси весьма прибыльной затеей.

Блокчейн в руку

По странному стечению обстоятельств режим Беларуси оказался подготовленным к введению финансового эмбарго со стороны США и всего цивилизованного мира. Сейчас сложно сказать, почему режим уделил так много внимания криптовалютам, обеспечив не только их легальное функционирование, но и создав в январе 2019 года собственную криптобиржу Currency.com. В настоящее время месячный оборот «Куры» (так в народе прозвали currency.com) уже достиг $2 млрд.

Кстати, появлению криптобиржи Лукашенко обязан своим друзьям и соратникам — российскому миллиардеру Михаилу Гуцериеву и минскому бизнесмену Виктору Прокопене. Основателями биржи стали все тот же Виктор Прокопеня и сын Михаила Гуцериева Саид.

Существует вполне логичное предположение, что цели ее создателей связаны исключительно с их личными интересами. Клану Гуцериевым было остро необходимо спрятать деньги, выведенные из разоренного ими российского «Бинбанка». Лукашенко же нужно было обслуживать собственные бизнесы, основанные на трансграничной контрабанде между ЕС и РФ. Криптовалюта для этих целей подходила идеально. Неконтролируемая ни одним правительством, при этом динамично растущая «крипта», позволяет мгновенно производить  международные денежные переводы без угрозы контроля со стороны дотошных банков, Минфина США и ФБР, вечно сующего свой нос в махинации российских олигархов. Таким образом, «крипта» из средства расчетов сетевых преступников и аферистов закономерно «нашла свое место» в серых схемах олигархов и международных контрабандистов.

Поэтому криптовалюте ничего не мешает стать тем средством, которое на некоторое время поможет режиму Лукашенко избежать давления международных санкций.

Крипта дальней дуги

Осуществление расчетов в криптовалюте для получения валютной выручки со всеми контрагентами маловероятно. «Крипта» займет свою нишу там, где нет дружественных белорусскому режиму государств и их банков.

В деталях это можно увидеть, проанализировав объем белорусского экспорта, озвученный Белстатом. Так, объем экспорта Беларуси за докризисный 2019 год, который мы возьмем как эталон, составил почти $40 млрд, из них $13,8 млрд пришлось на РФ. Союзное государство вряд ли будет усердно соблюдать санкции США: скорее позволит Лукашенко и дальше получать валютную выручку.

В остальном ситуация выглядит неоднозначно. Рынок ЕС для Беларуси уже потерян, вместе с $6 млрд потенциального экспорта. Украинский рынок ($4 млрд) находится под вопросом.

Теоретически Минфин США может разрешить поставки белорусского топлива в Украину, которая остро зависима от белорусской нефтянки, так как заменить белорусский бензин и дизель Украине нечем. Оставшиеся же страны «дальней дуги» вполне могут производить расчеты с белорусским режимом при помощи криптовалют. Это технически сложно, но вполне осуществимо.

По данным агрегатора криптовалютных данных CoinGecko, общая капитализация рынка криптовалют на 23 августа достигла $2,059 трлн. Сайт предоставляет фундаментальный анализ рынка и отслеживает более 6317 криптовалют с 435 бирж. Больше половины от общего объема составляет капитализация биткоина — $1,1 трлн. На втором месте находится Ethereum ($245 млрд). Третью позицию занимает BinanceCoin с капитализацией $58 млрд.

Таким образом, режим Лукашенко имеет необходимое ресурсное поле для получения оплаты по экспортным контрактам в криптовалютах. Получаемые режимом из стран «дальней дуги» $10-$16 млрд будут незаметны на общем фоне капитализации рынка.

Будущее криптовалютных расчетов Беларуси, направленных на обход санкций США, несмотря на эйфорию хунты по поводу собственной криптобиржи, содержит много «подводных камней» и уязвимостей.

США ничто не мешает ввести санкции в отношении Currency.com, запретив банкам и процессинговым центрам расчеты с белорусской криптобиржей. Аналогичным образом Минфин может поступить и в отношении других криптоплатформ, замеченных в оказании помощи белорусскому режиму. Криптовалютные расчеты просто отсрочат неизбежный крах лукашенковской экономики, продлив агонию режима.


Алексей Кузнецов

Добавить комментарий

Больше на Украинский Политолог

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше