В минувшие выходные в Риме прошел саммит G20.

Обсуждались в основном экологические вопросы, а если и наиболее важные экономические вопросы, то изменения в оплате глобального корпоративного налога международными корпорациями (Facebook, Microsoft и др.).

Во многом повестка дня перекликалась с той, которая ранее согласовывалась с более узким кругом — внутри G7.

По итогам G20 можно отметить несколько важных решений:

  • Соглашения о прекращении финансирования внешних угольных проектов (т.е. отказ от экспорта наиболее загрязненных технологий) — до конца 2021 г.
  • Соглашения о глобальном потеплении — ограничьте его 2 градусами против прежних 1,5% от доиндустриального уровня. То есть в борьбе с изменением климата решили немного сбавить обороты, что неудивительно, учитывая масштабы нынешнего энергетического кризиса. Однако, по мнению экономиста Алексея Куща, это можно рассматривать как констатацию того факта, что глобальное потепление происходит быстрее, чем государства могут ему противостоять.
  • Они решили посадить деревья, чтобы бороться за окружающую среду — триллион из них будет посажен к 2030 году в наиболее пострадавших экосистемах.
  • Глобальное налоговое соглашение G20 было одобрено в рамках G20 — международные корпорации должны платить не менее 15% подоходного налога в странах, где они его зарабатывают, вместо того, чтобы переводить деньги в наиболее привлекательные налоговые юрисдикции. Для штатов это решение — дополнительный миллиард налогов. «И самое главное, что стало ясно, — это то, что сами технологические гиганты, то есть потенциальные налогоплательщики, не будут сопротивляться этому, потому что они фактически приветствовали это решение», — сказал Олег Пензин, председатель Экономического дискуссионного клуба.

Формально решение G20 — это просто каркас. «Это своего рода меморандум, теперь страны должны реализовать эти договоренности в национальном законодательстве. Однако они задают общее направление, в котором будут двигаться крупнейшие государства», — добавил Пензин.

Украина не входит в G20 и, конечно, ничего не подписывала. Но с учетом европейского вектора развития, о котором говорит наше правительство, нам придется реализовать хоть какие-то глобальные решения, особенно в области экологии. «Тем более, что Украина, по сути, уже подписалась на европейские экологические инициативы. В ближайшее время парламент может рассмотреть несколько экологических проектов, которые существенно повысят требования к компаниям и штрафы за их нарушение. Особенно пострадает горнодобывающая промышленность. трудно. начало», — говорит Пензин.

Кроме того, ключевыми экспортными рынками для нас являются страны G20, в частности Европа. Следовательно, их зеленый обменный курс может серьезно ударить по нашему экспорту и, следовательно, по нашим доходам как от металлургии.

Глобальные соглашения по теории налогообложения могут дать нашей стране дополнительные деньги. Однако для них все же необходимо прописать национальное законодательство. Причем сумма может быть не такой значительной, как кажется на первый взгляд.

Они знали, что решила G20 и что это значит для Украины.

Без России и Китая и с разочарованным Байденом

Встреча G20 прошла в минувшие выходные в Риме в качестве команды по совместительству. На видеоконференции присутствовали лидеры России и Китая, что «разочаровало» президента США Джо Байдена.

«Тот факт, что Россия и Китай на самом деле не появились, разочаровывает. И я разочарован», — сказал Байден на пресс-конференции G20.

Он также добавил, что G20 должна сосредоточиться на том, «что не делают Китай, Россия и Саудовская Аравия».

«Мы говорим о климатических требованиях для Китая, энергетических потребностях для России и нефтяных потребностях для Саудовской Аравии. Оценки Путина в 100 долларов за нефть были искажены Группой двадцати, и Соединенные Штаты, в частности через ОПЕК, будут настаивать на том, чтобы увеличение добычи, потому что «нефть хранилась в коридоре 65-70 долларов». Это противоречит стремлению Саудовской Аравии максимизировать прибыль», — сказал экономист Алексей Кущ.

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш также заявил, что встреча G20 не оправдала его ожиданий. Об этом он написал в своем Twitter.

Гутерриш был разочарован неудачей — в частности, потому, что G20 решила немного замедлить глобальное потепление и согласилась предотвратить повышение температуры более чем на 2 градуса по сравнению с предыдущей отметкой в ​​1,5 градуса. (что, кстати, было в коммюнике).

Гутерриш написал, что теперь есть все надежды на конференцию по климату в Глазго (COP 26), где этот вопрос также будет поднят. Он стартовал в понедельник, 1 ноября (там выступал Зеленский).

Как сказал Гутерриш на конференции, зависимость от ископаемого топлива толкает человечество в пропасть, сообщает CNN.

«Время сказать« достаточно». Достаточно посмеяться над биоразнообразием, достаточно убить себя углеродом, достаточно относиться к природе как к туалету, достаточно курить, копать и бурить все глубже и глубже — мы сами роем могилы », — сказал Гутерриш.

Он добавил, что уровень моря повышается вдвое быстрее, чем 30 лет назад. «Океаны горячее, чем когда-либо, и продолжают быстро нагреваться. Часть джунглей Амазонки выделяет больше парниковых газов, чем поглощает», — сказал он, отметив, что, по последним оценкам, в мире наблюдается катастрофический подъем на 2,7 градуса.

То есть саммит G20 прошел не так гладко, как ожидалось.

«Можно ли говорить о расколе G20? Демарш России и Китая, который формально объяснялся карантинными требованиями, которые не позволяли их лидерам появляться лично, но выбрали видеоконференцсвязь, на самом деле может означать, что эти большие страны не полностью согласны с G20 Что касается Китая, то его открыто напрягают зеленые инициативы, особенно на фоне масштабного энергетического кризиса в Китае, дальнейший зеленый обменный курс может ограничить экономическое развитие Китая ниже 5% против обычных 7-8% в год. для России фактическая реализация природоохранных мер будет замедляться. Что касается России, окончательная энергетическая повестка дня, включая убеждение в поставках дешевого газа в Европу и давление на эти поставки, неприемлема », — сказал экономист Алексей Кущ.

О чем договорилась Большая двадцатка

По итогам саммита G20 было принято коммюнике. В нем излагаются основные договоренности. Их можно разделить на несколько тематических блоков.

Мы уже говорили об окружающей среде. Он был ключевой фигурой на саммите G20.

Среди прочего можно отметить следующее:

Сохранение:

Борьба с трансграничной коррупцией и налоговыми убежищами.
Восстановление экономики после пандемии.
Акцент на быстрое восстановление туризма.
Возобновите путешествия и путешествия.
Осторожно воздерживайтесь от мер экономической поддержки — не отменяйте программу раньше.
Соглашения о прекращении тарифной войны между США и ЕС в торговле сталью и алюминием. Госсекретарь США Энтони Блинкен назвал это достижением. «Тогда мы просто обратили на это внимание. Это также поможет американским рабочим, американским предприятиям, американским потребителям. Американские персонажи, такие как Harley-Davidson, больше не будут предметом европейских действий, и теперь мы достигли соглашения с нашими ближайшими союзниками. и партнеры, — сказал Блинкен в интервью CNN.
Стоит отметить суть глобального налога — было решено, что компании-гиганты должны платить не менее 15% подоходного налога в странах, где они получили этот доход. То есть не выводить средства в налоговые убежища.
Боритесь с глобальными вызовами, повышайте продовольственную безопасность.

О пандемии:

Обеспечьте доступ к вакцинам и лекарствам от COVID.
Ввести общие стандарты для международных поездок, включая требования к свидетельствам о вакцинации.
Вакцинация не менее 70% населения к середине 2022 года.
Сокращение времени разработки вакцины в условиях пандемии с 300 до 100 дней.

Из энергии:

Установите диалог между производителями и потребителями (т.е. поставщиками ресурсов и странами-импортерами).
Изучите вопросы энергетической безопасности.

Миграция населения

Принять меры по интеграции мигрантов.
Борьба с нелегальной миграцией.

Как видите, большинство пунктов носят общий характер, они лишь указывают направления, которым согласились следовать страны G20. Кроме того, практически все вопросы (по крайней мере, кроме темы covid) уже обсуждались на саммите G7.

То есть теперь они одобрены более широким кругом стран.

Что значат договоренности G20

Еще одна важная сделка G20 — это глобальный налог на международные корпорации в размере не менее 15% от прибыли. Это означает, что налоговая модель кардинально меняется, когда компании платят налог по месту жительства. То есть, например, если корпорация зарегистрирована на Британских Виргинских островах, теперь она платит подоходный налог в этой стране по текущей налоговой ставке. Поскольку налоги в офшорных юрисдикциях низкие, это позволяет корпорациям экономить деньги — выводить прибыль из других стран и как минимум платить налоги.

В последние годы страны энергично конкурировали за то, кто предложит более низкие налоговые ставки и привлечет больше глобальных корпораций. Теперь G20 официально отказывается от этой политики — компании будут платить налоги в той стране, где они получили прибыль. фактическое распределение глобального налога. Правительство G20 показало, что оно является правительством и не намерено получать свои деньги », — пояснил Пензин.

Налоговая инициатива международных корпораций исходит от США и ранее была одобрена членами G7.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в октябре этого года его одобрили около 136 стран.

По оценкам ОЭСР, соглашение будет собирать 150 миллиардов долларов в год и перераспределять более 125 миллиардов долларов доходов между 100 крупнейшими международными корпорациями.

Он должен быть реализован к 2023 году.

«Рамочное соглашение было одобрено. Теперь каждая страна еще не внедрила его в свое законодательство. Налоговые инновации в основном затрагивают технологических гигантов, таких как Apple, Microsoft, а также платформенных корпораций — Amazon, AliBaba и других», — сказал Пензин.

«Но решение о глобальном налоге также указывает на общий курс на усиление налоговых орехов, борьбу с уклонением от уплаты налогов и отмыванием денег», — добавил эксперт.

«Вместо гонки, в которой компании переезжают в страны с самыми низкими налоговыми ставками и берут рабочие места в Соединенных Штатах, теперь у нас есть равные условия игры во всем мире», — сказал Блинкен CNN.

Обратите внимание, что налог на прибыль для международных корпораций может превышать 15%. «15% — это минимальная ставка. Теоретически она может составлять 30%, если государство примет такое решение. Внутренний подоходный налог в стране может составлять 7%, но международные корпорации будут платить отдельную цену», — говорит Пензин.

«Но решение по глобальному налогу свидетельствует еще и об общем курсе на закручивание налоговых гаек, борьбу с уклонением от уплаты налогов и отмыванием средств», — добавил эксперт.

«Вместо гонки, в которой компании переезжают в страны, которые предлагают самые низкие налоговые ставки и выводят рабочие места из США, теперь мы имеем равные условия во всем мире», — прокомментировал Блинкен CNN.

Отметим, что налог на прибыль для международных корпораций может быть и выше 15%. «15% — это минимальная ставка. В теории может быть и 30%, если государство так решит. При этом внутренний налог на прибыль в стране может быть и 7%, но международные корпорации станут платить по отдельному прайсу», — говорит Пендзин.

При чем тут Украина

Что для нас значат решения G20? На первый взгляд ничего. Украина не входит в G20, поэтому ничего не подписывала и ничего делать не должна.

Но на самом деле не все так однозначно.

«Для многих товаров рынки стран G20, включая ЕС, являются ключевыми для нашего экспорта. Поэтому дальнейший зеленый курс Европы может нанести ущерб конкурентоспособности наших экспортеров и, следовательно, экспортным доходам. В частности, ЕС готовит налог на углеродный след до 30 долларов за тонну условного углерода. Уже есть расчеты, что он снизит конкурентоспособность металлургов на 50%, а с прибыли — на 40%. Но на самом деле пострадают не только металлурги. Прочие товары , вплоть до сельхозпродукции, мы тоже можем быть «грязными», — говорит Кущ.

Кроме того, Украина активно подписывает локальные европейские соглашения о зеленом переходе. «Я не удивлюсь, если нас в конечном итоге заставят переписать Соглашение об ассоциации с ЕС, добавив в него экологические аспекты», — добавил Кущ.

«Мы подписались за закрытие угольных шахт, пакет экологических законопроектов может скоро пройти через Раду. Они предусматривают значительное повышение требований к процессуальным действиям и штрафам за их нарушение. Если они будут приняты, 75% наших горнодобывающая промышленность просто умрет », — сказал Пензин.

Следующие решения G20 будут иметь наибольшее значение для Украины в среднесрочной перспективе:

1. Введение глобального корпоративного налога для корпораций на уровне 15% с 2023 года.

2. Дальнейшие действия, связанные с развитием национальных цифровых валют / цифровой экономики.

3. Обеспечение продовольственной безопасности.

4. Новые меры по обеспечению углеродной нейтральности мировой экономики.

5. Новый глобальный план борьбы с коррупцией.

Если взять, например, продовольственную безопасность, то для Украины это возможность усилить свою роль и значение как одного из глобальных игроков в этом процессе, учитывая позицию нашего экспорта зерна.

Меры по обеспечению углеродной нейтральности, дальнейшему снижению выбросов приносят как дополнительные возможности, так и риски для национальной промышленности, экономики в целом (ускорение процессов, связанных с декарбонизацией, налогообложением СО2) », — сказал Андрей Забловский, руководитель секретариата Совета предпринимателей. под Кабинетом.

Для международных корпораций существует отдельный корпоративный налог. Теоретически Украина, по примеру других стран, тоже может претендовать на свою долю.

«В конце концов, мы приняли закон об НДС от международных технологических гигантов. Ничто не мешает отдельным законом отнести подоходный налог в размере не менее 15%», — говорит Пензин.

С другой стороны, деньги, если они есть, вряд ли будут очень большими.

«Продукция той же Apple, несмотря на открытие официального представительства в Украине, в больших количествах поступает к нам по схемам контрабанды, товары многих международных площадок продаются через многочисленных посредников», — говорит Кущ.

«Сколько денег получит Украина в итоге, сказать сложно. Будут более технически сложные процедуры, возможно, суды, переговоры с другими правительствами. Это потребует времени, усилий и денег. Понятно, что львиная доля налогов станут богатыми страны », — резюмировал. Забловский.

Добавить комментарий

Больше на Украинский Политолог

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше