Их первый боевой план устарел в тот момент, когда дамба разрушилась. Поэтому украинские спецназовцы полгода адаптировали свое сражение, чтобы  обеспечить переправу  на другой берег Днепра на юге Украины.

Об этом пишет AP News.

Но должно было просто переплыть реку. Им нужна была поддержка, чтобы удержать это. А для этого им требовались доказательства того, что это возможно. Для одного из офицеров по кличке Скиф это означало флаг – и фото.

Скиф, украинское сокращение для кочевого скифского народа, основавшего империю на территории современного Крыма, движется как замаскированная амфибия, которой он и есть: рассчитан, обдуман, пока не придет время для удара.

Он офицер Центра 73, одного из самых элитных подразделений спецназа Украины – фронтовых разведчиков, операторов беспилотников, подводных диверсантов. Их ударные группы входят в состав Сил специальных операций, управляющих партизанами на оккупированных территориях, проникают в российские казармы, чтобы закладывать бомбы и готовить почву для возвращения территории, захваченной Россией.

Их миссия на более динамичном из двух главных фронтов шестимесячного контрнаступления отражает  многие проблемы  более широких усилий Украины. Это один из немногих успехов украинской армии в контрнаступлении.

К концу мая 73 человека Центра были на месте вдоль реки, некоторые из них почти в пределах видимости Каховской дамбы. Они находились в зоне досягаемости российских войск, контролировавших дамбу и землю через Днепр с первых дней после полномасштабного вторжения в феврале 2022 года. И обе стороны знали, что угрожающее контрнаступление Украины имело целью контроль над рекой как ключ к возвращению оккупированного юга.

В первые дни операции, 6 июня, взрыв  разрушил дамбу , спустив стену водохранилища вниз по течению, убив бесчисленное количество мирных жителей и  вымыв позиции украинской армии.

Мы были готовы к переходу. А потом дамбу взорвало», – сказал Скиф. Вода поднялась на 20 метров (ярдов), затопив линии снабжения, российские позиции и все остальное на своем пути на сотни километров. Продолжительная гонка: чьи силы смогут захватить острова,  когда воды отступят , а вместе с ними и полный контроль над Днепром?

Для большинства украинцев, которые видят их на улицах почти безлюдных прифронтовых селах Херсонской области, это ребята в футболках и шлепанцах — обычные люди. Местные жители, отказавшиеся эвакуироваться, привыкли к звукам войны, поэтому даже их тревожное спокойствие перед лицом сигналов воздушной тревоги, стрельбы и артиллерии неподалеку не кажется чем-то необычным.

АП несколько раз в течение полугода присоединялся к одному из подпольных подразделений вдоль Днепра. Люди-лягушки ведут ночной образ жизни. Они превращаются из невзрачных гражданских в элитных бойцов, некоторые в гидрокостюмах, другие в лодках. Утром, когда их операции истекают, они возвращаются к анонимности.

Они редко отдают должное своей работе, а украинцы редко узнают об их деятельности. Но заявления российских военных, радостно и ошибочно объявляющих об уничтожении Центра 73, являются показателем их эффективности.

ИЮНЬ 2023 ГОДА

У мужчин были современное снаряжение, очки ночного видения, водонепроницаемые винтовки, которые можно было собрать за считанные секунды, подводные дыхательные аппараты, не производящие поверхностных пузырьков, и плащи, скрывающие их тепловые следы во время ночных рейдов.

До начала контрнаступления оставались считанные дни, а «Центр 73» уже определил позиции россиян, которые они должны были захватить на островах Днепра. Люди «Скифа» были в пределах слышимости от взрыва 6 июня, разрушившего Каховскую дамбу, затопил огромные территории Херсонской области и нарушил план атаки «Скифа».

Расследование AP  показало, что российские силы обладали средствами, мотивом и возможностью взорвать дамбу.

И русские, и украинцы отступили от реки, чтобы перегруппироваться – русские на юг, а украинцы – на север.

Покинутые дома, клубы, магазины превратились в штаб-квартиры, с рядами компьютерных экранов, заполнявших комнаты, а неподалеку – самодельные оружейные мастерские. Всегда скрытные, часто меняют локации, они тщательно планируют каждую операцию, спят всего несколько часов днем ​​с закрытыми шторами.

Они просыпаются на закате, загружают снаряжение во внедорожник и едут в другую точку на берегу реки, чтобы разведать новые маршруты для контрнаступления, спровоцировать российские войска на стрельбу по ним, чтобы точно определить местонахождение врага, достать мокрые тайники с припасами с помощью своей лодки. Периодически они захватывали застрявшего на дереве русского солдата или находили мину, выброшенную на берег.

Да и сами застряли. Другие спецподразделения участвовали в  боях на Востоке Украины , другие главным фронтом в контрнаступлении. Скифовцы терпеливо ждали, пока вода спадет, чтобы захватить позиции и заложить почву для прибытия пехоты и морской пехоты на Херсонщину.

Скиф, ветеран  битвы за Мариуполь 2022 года , проведший 266 дней в плену, хотел воевать. В Мариуполь он был в составе «Центра 73» и вернулся после увольнения во время обмена военнопленными.

Украина создала свой спецназ в ответ на аннексию Россией Крыма и вторжение на Донбасс в 2014 году, что предшествовало широкомасштабному вторжению в Украину в 2022 году.

«Мы поняли, что по численности мы гораздо меньше врага», — сказал пресс-офицер ССО Александр Кондратенко. «Акцент был сделан на качестве. Это должны быть небольшие группы для выполнения оперативных или стратегических задач.

Он сказал, что их частично  научили и снарядили европейцы, включая страны НАТО, но их собственный недавний боевой опыт означает, что теперь они не меньше учителя, но и ученики.

Задания, которые подразделение считает рутинными — разведка как можно ближе к россиянам, подкладка им под нос взрывчатки, подводные операции — большинство солдат считали бы рискованными. Миссии высокого риска – практически желание смерти.

Скиф знал, что сначала он должен спланировать и убедить генералов, что если его люди смогут обезопасить плацдарм — стратегический пункт пересечения — стоило бы отправить войска. А это будет означать выполнение речных миссий с высоким риском.

«Моя телефонная книга – это маленькое кладбище», – сказал он. «Многие добрые, порядочные люди умерли. Они погибли в поле боя. Один сгорел в бронированном грузовике. Одного расстреляли из гаубиц. Кто-то наступил на мину. Каждый умер по-разному, а их так много.

ИЮЛЬ – АВГУСТ 2023 ГОДА

В июле вода отошла. Россияне и украинцы снова двинулись к реке с противоположных сторон, россияне с юга, а украинцы с севера.

Группы Центра 73 разведывали и продвигались вдоль реки. Задачей отряда Скифа было отвоевать остров у дамбы, теперь это паутина потрескавшегося ила и мертвых деревьев. Их шпионская сеть в Херсонской области, а также беспилотники и спутниковые снимки рассказали им, где перебазировались российские силы.

Они высадили лодки и двинулись туда, проходя сквозь голые ветки леса сквозь стаи комаров, настолько громких, что их бодикамеры уловили звук. Один из мужчин задел проволоку, подключенную к гранате, и откинулся как можно дальше от российской взрывчатки.

В тот момент, когда осколки пронзили его спину, начался хаос. Раненый украинец пополз в лодку подразделения, которая ждала на расстоянии 3 километров (2 мили), когда российские войска, установившие ловушку, обстреляли его. Люди Скифа добрались до протекающей лодки и отступили на свой берег Днепра. Россияне закрепились на острове и украинцам понадобились еще недели, чтобы их выгнать.

Затем пришли новые заказы. Поднимитесь вверх по течению и прорвите российскую оборону под разрушенным железнодорожным мостом.

Мужчины имели преимущество, которое часто недооценивали над их российским врагом: многие украинцы выросли двуязычными и понимали российское общение, перехваченное в режиме реального времени, тогда как русским солдатам нужен переводчик на украинский.

Когда подразделение Скифа начало снимать российские радиосвязи у железнодорожного моста, они сразу поняли, сколько людей им противостоят и с какими боеприпасами они столкнутся. Они сделали переправу, избежали россиян и ждали подкрепления,

Вот тогда их преимущество исчезло. В одном бою россияне направили ракеты «Искандер» и  десятки беспилотников,  скинув сотни гранат.

«В воздухе у них было абсолютное доминирование по сравнению с нами, и они держали землю», — сказал он.

Резервного копирования было недостаточно. Под плотным огнем украинские войска отступили. Больше людей вышли из строя, и впереди еще одна сложная задача.

СЕНТЯБРЬ — ОКТЯБРЬ 2023 ГОДА

Вскоре после этого сражения произошла счастливая вещь. Российский офицер, который утверждал, что был противником войны с ее начала, был отправлен на фронт в Херсон. Позже он сказал, что это  было настолько плохо  , как он боялся.

Он связался с украинской разведкой и сказал, что у него есть 11 товарищей, которые чувствуют себя подобно. Группа сдалась Скифу и его людям.

Россияне рассказали Скифу именно то, что ему нужно было знать об их подразделении на острове, которое им теперь поручалось взять, недалеко от села Крынки.

Он был уверен, что сможет захватить остров и более 20 опытных людей. Но не без обещания достаточной поддержки, чтобы украинские регулярные силы могли удерживать территорию. Ладно, сказал его командир. Он получил бы резерв — вернись с кадрами, как его подразделение в селе поднимает украинский флаг.

Вот так в середине октября над Кринки взвился украинский беспилотник с национальным сине-желтым флагом именно тогда, когда Скиф со своими людьми пробирался в оккупированное село за реку. Получили фото, чтобы доказать, что дорога очищена, отправили в военкомат и установили плацдарм.

Добавить комментарий

Больше на Украинский Политолог

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше