Задолго до полномасштабного вторжения России в Украину Москву уже обвиняли в развязке экономической войны против своих соседей. С запугиванием, уговорами и откровенными угрозами кампания Кремля, чтобы обезопасить своих бывших советских подданных от ЕС, включала сообщения, что им будет заблокирован доступ к российскому рынку и собственному таможенному союзу, и они столкнутся с прекращением важнейших поставок природного газа.
Рекомендация Европейской комиссии начать переговоры о вступлении в ЕС с Украиной и Молдовой знаменует последнюю жертву вторжения Кремля в Украину: его собственную войну за экономическое доминирование или, по крайней мере, конкурентоспособность в Восточной Европе.
В Молдове, где десятилетиями проевропейские и пророссийские политики соревновались за контроль среди высокого уровня бедности и коррупции, действия России в феврале 2022 г. дали правительству президента Майи Санду четкий путь к ускоренному вступлению в ЕС.
«Мы хотим жить в мире, процветании, быть частью свободного мира», — сказала Санду менее чем через две недели после вторжения, объявив об официальной заявке Молдовы на вступление в ЕС. «Хотя для некоторых решений нужно время, другие нужно принимать быстро и решительно, используя возможности, которые открывает меняющийся мир».
Официальные лица ЕС, похоже, особенно стремятся ускорить вступление Украины в блок, объявив в среду, что они надеются сократить обычный двухлетний процесс оценки масштаба работы, связанной с инкорпорацией законодательства ЕС в украинские законы, только до шести месяцев.