Швеция приблизилась к вступлению в НАТО во вторник после того, как комитет по иностранным делам турецкого парламента дал зеленый свет протоколу о членстве северной страны в военном альянсе.
Об этом сообщает AP News, пишет политолог Леонид Возненко.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отказался от своих возражений по поводу членства Швеции во время саммита НАТО в июле, но ему понадобилось несколько месяцев, чтобы направить законопроект в парламент для ратификации, и недели, чтобы парламентский комитет дал свое согласие.
Долго отложенный протокол теперь должен быть одобрен полной общей ассамблеей, и неизвестно, как быстро этот вопрос будет вынесен на рассмотрение.
Венгрия, единственная другая сторона НАТО, удерживающая Швецию , не объявила, когда может произойти ратификация этой страны.
Вот взгляд на проблемы, задержавшие вступление Швеции в НАТО, почему Турция наконец-то согласилась на заявку и чего ждать дальше:
ПОЧЕМУ ТУРЦИЯ ЗАДЕРЖИВАЛА УТВЕРЖДЕНИЕ ЗАЯВКИ ШВЕЦИИ НА ВВЕДЕНИЕ В НАТО?
Оппозиция Турции относительно членства Швеции в НАТО вытекает из ее убеждения, что скандинавская страна была слишком мягкой по отношению к сторонникам курдских боевиков и других групп в Швеции, которые Анкара считает угрозами безопасности. Среди них люди, связанные с Рабочей партией Курдистана или PKK, ведущей 39-летнее восстание в Турции, и люди, вероятно, причастны к попытке государственного переворота в 2016 году против правительства президента Реджепа Таипа Эрдогана.
Турция, Швеция и Финляндия в прошлом году достигли соглашения по решению проблем безопасности Анкары, и Швеция впоследствии приняла меры по усилению своих антитеррористических законов, предусмотрев за поддержку экстремистских организаций наказание в виде лишения свободы сроком до восьми лет.
Но серия протестов против Турции и ислама, состоявшихся в Стокгольме, некоторые из которых включали сожжение Корана, также разозлила правительство Эрдогана и турецкую общественность. Хотя эти демонстрации были осуждены шведским правительством, турецкое правительство критиковало Швецию, имеющую законы, защищающие свободу слова, за то, что она разрешила проявления антимусульманских настроений.
Что заставило Турцию снять свои возражения?
В то время как Швеция усилила свои законы о борьбе с терроризмом для решения проблем безопасности Анкары, НАТО согласилась создать специального координатора по борьбе с терроризмом и назначила на эту должность помощника Генерального секретаря Тома Гоффуса.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил на саммите альянса в июле, что Швеция согласилась «активно поддерживать усилия по оживлению процесса вступления Турции в ЕС». Швеция объявила, что будет искать улучшение таможенных механизмов и примет меры для введения безвизового режима европейских поездок для граждан Турции.
Переговоры о членстве Турции в ЕС зашли в тупик в 2018 году из-за отката демократии в стране и низкого уровня соблюдения прав человека.
Ранее в этом месяце президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган открыто увязал членство Швеции в НАТО с усилиями Анкары приобрести истребители F-16 американского производства, а также призвал Канаду и других союзников по НАТО отменить эмбарго на поставку оружия Турции.
Во время дебатов во вторник в парламентском комитете оппозиционный законодатель Огуз Каан Саличи поставил под сомнение, получило ли правительство заверения от Соединенных Штатов по продаже F-16.
Администрация президента США Джо Байдена поддерживает запрос Турции на F-16, но в Конгрессе США существует решительная оппозиция о продаже оружия Турции. Турция хочет приобрести 40 новых истребителей F-16 и комплекты модернизации своего существующего флота.
ЧТО СЕЙЧАС БУДЕТ?
Одобрение парламентским комитетом открывает путь для обсуждения и ратификации Генеральной ассамблеей протокола о вступлении Швеции. После этого он должен быть подписан Эрдоганом, чтобы он вступил в силу.
Неизвестно, когда будет обсуждать полный состав законопроект.
У правящей партии Эрдогана и ее союзников большинство в 600-местном парламенте. Однако Эрдоган сказал, что решение остается за законодателями. Националистические союзники его правящей партии остаются обеспокоенными членством Швеции и обвиняют членов НАТО в безразличии к угрозе РПК Турции.
Исламистские партии, разочарованные тем, что они воспринимают как молчание западных стран по военным действиям Израиля в Газе, могут проголосовать против законопроекта.
А ВЕНГРИЯ?
Венгерская правящая партия «Фидес» во главе с премьер-министром-популистом Виктором Орбаном, которого многие считают одним из единственных союзников президента России Владимира Путина в ЕС , с июля 2022 года остановила заявку Швеции на вступление в НАТО, утверждая, что шведские политики говорили «откровенную ложь» о состоянии демократии Венгрии.
Однако ни Орбан, ни его чиновники не указали, какого вида компенсации они требуют от Стокгольма, чтобы смягчить свои оговорки относительно присоединения Швеции к военному альянсу.
Некоторые критики утверждают, что Венгрия использует свое потенциальное право вето о вступлении Швеции в качестве инструмента для получения уступок со стороны Европейского Союза, который заморозил миллиардные средства для Будапешта из-за беспокойства по поводу прав меньшинств и верховенства права.
Венгерские чиновники неоднократно заявляли, что их страна не станет последним членом НАТО, который поддержит заявку Швеции. Но движение Анкары к ратификации свидетельствует о том, что время для дальнейших задержек может закончиться.
Некоторые оппозиционные политики в Венгрии, выступающие за немедленное одобрение заявки Швеции, считают, что партия Орбана следует расписанию Анкары и проголосует за одобрение, когда станет ясно, что Турция неизбежно сделает то же самое.